для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
Гибель линкора
Добавил: Zelen
Тема: Флот
29 октября 1955 года случилась одна из самых страшных катастроф в военно-морских силах СССР – взрыв на линкоре «Новороссийск».После войны на вооружении советских военно-морских сил оказалось некоторое количество трофейных, переданных СССР в счет репараций, судов. Таких, как «Джулио Чезаре» - итальянский линкор, вошедший в состав эскадры Черноморского флота под именем «Новороссийск». На Черном море его роль заключалась в том, чтобы прикрывать южные морские рубежи страны – регион с главными источниками нефтедобычи.
К 1955 году в результате очередных модернизаций полное водоизмещение «Новороссийска» составило 29090 т, ширина – 28 м, длина – 186 м. Скорость для линкора была достаточно высока – до 32 узлов (60 км\\ч). Экипаж составлял 1500 человек.
28 октября 1955 года «Новороссийск» после месячной стоянки в базе совершил не планировавшийся кратковременный выход в море, направляясь на полингон для проведения артиллерийской стрельбы. Вечером линкор вернулся на базу. Перед ужином на корабль прибыло пополнение из бывших солдат, переведенных на флот из сокращавшихся береговых частей ВМФ – им выдали новое обмундирование, но оставили сапоги. На ночь вновь прибывших разместили в одном из носовых помещений. После ужина часть экипажа ушла в увольнение на берег, часть занялась стиркой и баней просмотром кинофильма.
29 октября в половине второго ночи корпус линкора содрогнулся от страшного взрыва в носовой части. Отключилось освещение, сигнализация, радиотрансляции, вышли из строя многие механизмы. Моряки, которым удалось пробраться в переднюю часть линкора, в свете прожекторов увидели двухметровый пролом в середине броневой палубы бака. Из пролома тянуло пороховой гарью, слышались стоны, крики о помощи, шум воды. Вокруг пролома плавали люди, которые пытались спастись, в темноте белели останки тел моряков. Взрыв был такой силы, что пробил насквозь многоэтажный бронированный корпус линкора от днища до верхней палубы. Пролом пришелся на ту часть линкора, где в носовых кубриках спали сотни матросов и старшин. При взрыве сразу погибли 150-175 из них.
Крен на левый борт увеличивался. Видя это, врио командира линкора Хуршудов предложил командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко эвакуировать часть команды. Ответ был резкий: «Не будем разводить панику!» Но вскоре крен стал критическим, и комфлотом согласился эвакуировать тех, кто не был задействован в спасательных работах. Матросы, старшины и офицеры стали строиться на накрененной верхней палубе. К трапам стали подходить плавсредства. Часть экипажа успела погрузиться на них. Вдруг корпус корабля дрогнул и стал быстро заваливаться на левый борт. Шеренги моряков начали скатываться в воду. В 4 часа 15 минут «Новороссийск» лег на левый борт. Многие, в основном солдаты из пополнения, быстро тонули под тяжестью бушлатов и сапог – по ним их потом и опознавали. Некоторые, доплыв до берега, выходили на сушу и падали замертво – не выдерживало сердце. Кто-то остался запертым в отсеках. Спасти удалось единицы. Всего погибло около 700 человек.
Первые похороны прошли 31 октября на центральном городском кладбище. Все, кому удалось спастись, одетые в новое обмундирование, четким строем прошли через весь город. А вскоре в Севастополе состоялся праздничный парад, концерт и вечерняя иллюминация кораблей – торжества по случаю 7 ноября никто не отменял, такое происходило только при смерти генсеков.
Одна из версий такова. Будто бы, когда линкор покидал Италию, бывший командир 10-й флотилии подводных диверсантов князь Валерио Боргезе поклялся отомстить за бесчестие и взорвать линкор, на котором он начинал офицерскую карьеру.
Н.Зеленецкая
Оценка: нет |
Еще по теме:
пожаловаться
Предметы эпохи
Советские бренды
Революционная фабрика «Парижская коммуна
Одной из первых в молодой советской стране заработала московская обувная фабрика «Парижская коммуна». Открытие обувной фабри
Комментариев: 0
Интурист - отдых по советски. Услуги гостеприимства
12 апреля 1929 года в СССР был создан «конвейер по производству услуг гостеприимства во всем мире» - Государственное акционерное общест
Комментариев: 0