для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
Исаак Бабель - Конармия
Добавил: Aleks
Тема: Книги
Легендарный командарм, живая легенда Гражданской войны, лихой и смелый киногерой – таким рисовала пресса 20-х годов маршала Буденного. В 1924 году на страницах журнала «Леф», который издавался Маяковским, появились несколько рассказов молодого писателя Бабеля из цикла «Конармия». Тут Буденный и славные бойцы Первой Конной армии представали совершенно другими, отталкивающе жестокими, мало думающими и совершенно негодными для того, чтобы писать с них портрет эпохи.
Проблема была в том, что общество смотрело на своих бойцов с точки зрения светлого «завтра», и оттуда всё – и жестокость, и скорая расправа, и угар безнаказанности – смотрелись вполне приемлимыми. Бабель же видел всё с позиции переживания «сегодня»: сегодня конармейцы прошли по земле, не оставив за собой ни людей, ни гусей, ни даже пчёл. Да, им нужны были кровь, мясо и мёд. Но соразмерную ли цену назначили они за то, что восторжествует завтра? И вроде бы герой, корреспондент Лютов, не против революции. Но и не до конца за нее. Просто так сложилось, что он оказался среди буденовцев.
С Бабелем случилось точно так же. Весной 1920-го по рекомендации Михаила Кольцова под именем Кирилла Васильевича Лютова его направляют в ряды Первой Конной в качестве корреспондента, бойца и политработника. В этих рядах он оказывается на румынском, северном и польском фронтах. И все время ведет дневники. Их, придав им художественную форму, Бабель и публикует под общим названием «Конармия». Все, о чем рассказывается в книге, видено, пережито и выстрадано им самим.
Буденный, конечно, в ярости. Машет шашкой и требует расстрела клеветника. Пишет статью «Бабизм Бабеля», в которой называет писателя «дегенератом от литературы». Грозится найти и лично зарубить по законам военного времени, так хорошо описанным Бабелем. Через некоторое время отходит и уже на вопрос «Вам нравится Бабель?» не хватается за рукоятку шашки, а хитро прищуривается: «Смотря какая бабель…»
Бабелю, впрочем, и горя мало: за него выступает сам Максим Горький. Тогда как Ворошилов называет стиль «Конармии» неприемлимым, а краски повествования сгущенными, Горький, наоборот, считает, что Бабель приукрасил казаков «правдивее, чем Гоголь запорожцев». Третейский судья, Сталин, пока высказывается мягко, дескать, пишет этот еврей о вещах, которых не понимает. Да тот и сам не отрицал: «Смутными
поэтическими мозгами переваривал я борьбу классов...»
Борьба классов закончилась известно, чем. Так же закончилась и личная борьба Буденного с Бабелем. В 1940 году писателя расстреливают. Под расстрельным листом – личная подпись Сталина. И ведь мог же спастись, уехать, жить и в Париже, и в Брюсселе. Не захотел. А сборник «Конармия» попал под запрет на 50 с лишним лет.
Александр Достян
Оценка: нет |
Еще по теме:
сортировать по возрастанию
Автор: Vorona 2 апреля 2012
Когда я первый раз прочитала "Конармию", а было это году в 75-76-ом, я тоже поверглась в шок. Но почему-то сразу поверила, что именно так и было. Жуткие подробности страшного времени, описанные Бабелем, заставили меня по-другому взглянуть на те события, увидеть в других произведениях, посвященных Гражданской войне, отголоски описывемых в "Конармии" событий.
Предметы эпохи
Советские бренды
Лимонады и сиропы Лагидзе. Лимонад не терпит равнодушья
«Воды Лагидзе» - уникальное в советской промышленности предприятие. Процветающий в дореволюционное время завод должен был, как и все на
Комментариев: 0
Детский велосипед Орленок. Орленок, орленок, взлети выше солнца
Что делать, если из вам от 7 до 14 и из детского велика с легкомысленным названием «Ветерок» или «Дружок» вы уже выросли, а
Комментариев: 0