для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
Всесоюзная ударная. История строительства и значение БАМ
Добавил: Zelen
Тема: Стройка
Строительство Байкало-Амурской магистрали БАМ - типичный пример стройки века, стройки коммунизма: чудовищно дорогой, романтически опоэтизированный, масштабный, экономически спорный. БАМ стал одной из крупнейших магистралей в мире, ее протяженность - 4287 километров. Строительство заняло несколько десятилетий. Основной путь Тайшет - Советская Гавань с перерывами строился с 1938 по 1974 год. БАМ пересекает сотни рек, через которые построено больше 2 тысяч мостов, 55 станций, 60 городов и поселков, 9 тоннелей длиной 30 километров.
Для чего понадобилась дорога, каково значение БАМа? Дело в том, что в этой зоне находится около четверти лесных запасов страны и месторождений полезных ископаемых: полиметаллов, угля, меди, золота. Одной из стратегических задач трассы было надежное сообщение с Дальним Востоком в случае военного конфликта с Китаем. История строительства БАМ могла начаться задолго раньше, этот проект начал обсуждаться еще в 1888 году, но тогда от него отказались - слишком дорого, технически невыполнимо.
Действительно, некоторые участки железной дороги проходят в немыслимых условиях. Особую известность на БАМ получил «Чёртов мост» - виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт, стоящий на двухъярусных опорах. Проходящий по «Чертову мосту» состав вынужден лавировать между сопками, передвигаясь с максимальной скоростью 20 км/ч и рискуя попасть под сход лавины. На подъёмах возникала необходимость толкать составы вспомогательными локомотивами. Участок требовал больших расходов по содержанию пути и обеспечению безопасности движения.
Кто же строил БАМ? Отдельные участки магистрали строились силами военнослужащих и заключенных. Но рабочей силы катастрофически не хватало. Тогда в 1974 БАМ был официально объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Ударная - это значит навалиться всем миром и с великим энтузиазмом совершить очередной трудовой подвиг. Сюда со всей страны ехали по комсомольским путевкам тысячи молодых людей. Приезжали - и попадали в совершенно неприемлемые для жизни условия. Жили в бараках, медицинской помощи практически никакой, кроме работы, жизни нет. Тогда и начали рождаться расшифровки стройки века БАМа: Брежнев Абманывает Молодежь.
Многие поселки и станции БАМа во времена СССР строились конкретной республикой, областью или городом. Азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан, армяне - Кюхельбекерскую и Звездную, белорусы - Муякан, грузины - Икабью и Нию, казахи - Новую Чару, латыши - Таксимо, литовцы - Новый Уоян, молдаване - Алонку, туркмены - станцию Ларба, таджики - Солони, узбеки - Куанду и Леприндо, украинцы - Новый Ургал, эстонцы - Кичеру. Москвичи строили Тынду, ленинградцы - Северобайкальск.
Н.Зеленецкая
Оценка: нет |
Еще по теме:
сортировать по возрастанию
Автор: Vorona 10 апреля 2012
В 1977 году всех комсомольцев нашего НИИ послали в гостиницу Россия. Там мы должны были дежурить и следить за ребятами, отправлявшимися на БАМ, чтобы они не пили много и не безобразничали. В гостиницу Россия их свозили из разных регионов., там они несколько дней жили, а потом отправлялись на стройку.
Предметы эпохи
Советские бренды
БВЛ. Библиотека всемирной литературы
В 1967 году увидел свет один из двух самых выдающихся брендов советской библиофилии – серия «Библиотека всемирной литературы». Пе
Комментариев: 0
Государственное издательство Искусство. Воспитание прекрасным
Воспитательная роль искусства в СССР не оспаривалась. Репродукции картин русских художников печатались на коробках с конфетами, «Огонек»
Комментариев: 0