ОбКом звонит в колокол
Автомобильные пробки глазами Карамзина. Пробки в СССР и современной России
29 декабря 2011
В 1970 году с конвейера ВАЗа сошел первый советско-итальянский автомобильчик, бывший «фиат», а отныне «Жигули» - вожделенная мечта нашего человека на долгие годы. Где-то в середине 70-х мы торжественно презентовали миллионный экземпляр этого чуда, но машин всё равно катастрофически не хватало. При ненормально завышенной цене (50-70 среднемесячных зарплат) за ними стояли очереди. Места в очереди приобретались за взятки, перекупались, ради них женились и разводились, предавали и убивали, наконец, машины покупались за сертификаты, то есть за валюту с бешеным коэффициентом, подержанные машины стоили дороже новых, потому что их можно было купить практически на свободном рынке, но этим занимались немногие - боялись. Артисты, учёные, спортсмены и прочие люди с деньгами не имели возможности взять даже две машины на семью. Такие были законы. И всё это безобразие закончилось только в начале 90-х, когда вдруг сделалось всего очень много: и новых «Жигулей», и старых иномарок, и даже новых иномарок, только одного стало катастрофически не хватать – денег. Впрочем, это как раз и пришла в Россию более или менее здоровая экономика, во всяком случае, экономика, живущая по всеобщим законам, а не по тем, которые придумали партия и правительство. В итоге автомобильный рынок лет за 10-15 полностью нормализовался, можно стало купить вполне современный и качественный автомобиль уже за 8-10 среднемесячных зарплат. Автомобильный парк России начал стремительно расти, вырываясь с последних мест в мире не только по общему числу транспортных средств, но и по их количеству на душу населения.
Вот тут- то нас и накрыла главная проблема, которая печалит всех и уже давно не только в столицах – пробки. Обратимся к истории вопроса. Пробки на улицах Москвы случались и при советской власти, но это были скорее исключения. С так называемыми пробками выходного дня – на выезде и на въезде – мы по-настоящему познакомились, пожалуй, только при Горбачеве: демографический всплеск, массовое приобретение дачных участков и деревенских домов, рост производства автомобилей и, разумеется, рост зарплат благодаря хозрасчетным моделям. На рубеже 90-х мы узнали еще и о пробках в центре города по вечерам перед выходными и праздниками – так начинался шопинг. Однако настоящим бедствием по всем крупным городам России пробки стали лишь в последние 8 – 10 лет, когда число машин у нас действительно стало приближаться к показателям уже не Папуа и Доминиканы, а Мексики и Турции. Вот тут мы все и застонали. И принялись искать виноватых, и даже принимать какие-то меры. Почему-то упёрлись в парковки, эвакуаторы, перехватывающие стоянки и прочую ерунду. Все эти вещи важны, конечно, на определенном этапе, но вообще-то, давно известно, что лечить надо не симптомы болезни, а её причины.
Причин же у российских пробок (равно как и у чудовищного количества аварий на дорогах) не так много, думается, всего пять, И они давно известны.
Плохие дороги. Плохие машины. Плохие водители. Плохая полиция. Плохая система автоматического регулирования.
Все эти пять проблем не просто родом из СССР, они – настоящие атавизмы советского образа жизни.
Дороги. Они у нас строились для тракторов и танков, в лучшем случае, для лёгких грузовиков. Всё остальное не предполагалось. Для этого есть общественный транспорт и другие виды перевозок. Но та эпоха ушла безвозвратно. В ХХI веке, какие бы у нас ни были почвы и климатические условия, дороги надо строить по мировым стандартам. И это возможно. Если только не воровать.
Машины. Проблема с ними решается быстрее других, потому что почти от нас не зависит: хорошие машины просто выигрывают конкурентную борьбу у плохих. Осталось только закрыть «Автоваз», принудительно выпускающий некондицию, зато кормящий много жуликов – на плохом заводе воровать проще. Ну, и ещё придётся заставить наших автолюбителей вовремя проходить техобслуживание – они пока не научились, иначе откуда у нас берутся глохнущие посередь улицы новенькие БМВ? Привычка воровать приводит также к привычке не на том экономить.
Водители. Для того, чтобы научить российского гражданина тормозить на красный и не пересекать сплошную, высокие штрафы – это действенно, но недостаточно, нужна последовательная система пропаганды и воспитания. С детства. Ну, и отдельная тема – грамотное обучение водителей, которое должно завершаться честным экзаменом – не для дачи взятки принимающей стороне, а для выяснения уровня подготовки. Права надо выдавать в любом случае, но вместе с ними – допустим, сроком на полгода – заключение комиссии, которое будет иметь значение при наложении штрафов. Это лишь один из вариантов, их много, и все простые, главное – не воровать.
Полиция. Эту доблестную службу даже скучно комментировать. Не изменилась она от переименования ГАИ в ГИББД, не изменится и от этого, очередного. Сделайте так, чтобы полиция в первую очередь работала для граждан, во вторую – для государства, и уже только в третью – для себя. Сегодня всё наоборот. Возможно поставить эту службу с головы обратно на ноги. Элементарно! Надо только перестать воровать.
И наконец, последнее. Автоматическое регулирование. Это когда-то у нас кибернетика считалась лженаукой, сегодня в области IT мы почти догнали Америку. Меж тем, говорят, что с плотностью потоков в Париже и Бостоне, вшестеро превышающих наши, легко справляется современный компьютер. Почему же он не справляется в Вологде и Красноярске? Очевидно, тендер на эту программу управления транспортом выиграл какой-нибудь не самый умный и не самый профессиональный специалист, зато он откатил больше всех. Давайте купим без откатов простую хорошую систему и установим её. Или мы так не можем?
Конечно, чтобы система заработала всерьёз, понадобится соблюсти первые четыре пункта. Но ведь и там ларчик просто открывался. А вы всё гадаете, откуда у нас пробки. Читайте Карамзина. Он ещё когда обозначил главную российскую проблему: «Воруют!»
Александр Бураго
сортировать по убыванию
Автор: Tiero 18 октября 2011
Уберите полосы для общественного транспорта, или уберите общество с дорог.
Автор: Vorona 19 октября 2011
расстреливать за неправильную парковку и превышение скорости. а за езду в нетрезвом виде - колесовать! за все остальное - четвертовать!
Автор: aleksa 13 сентября 2012
Vorona, сурово! Надо поднимать культуру вождения. Долой хамство на дорогах!
Внимание,
для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Пройдя несложную регистрацию, Вы сможете самостоятельно размещать на портале свои фотографии, статьи, любимую музыку, коллекции, отправлять сообщения другим зарегистрированным пользователям, вести блог.
Пользователи всех стран, соединяйтесь!