Советские бренды
«Солнце в Зените. Фотоаппарат Зенит»
Вершиной советской фототехники по праву считался «Зенит-Е», самый массовый однообъективный зеркальный фотоаппарат. Кроме него у населения были довоенные «Лейки», тяжелые «ФЭДы» (что в переводе означало: Феликс Эдмундович Дэержинский) и демократичные «Смены». Последняя стоила 15 рублей, «ФЭД-5» - 40, а самый дешевый «Зенит» - 77. В 1980 году «Зенит-Е» с олимпийской символикой продавали за 110 рублей, а без символики – 100. «Зенит-Е» был разработан на КМЗ - Красногорском механическом заводе и, кроме КМЗ, выпускался на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка Белорусской ССР. Знатоки не без оснований предпочитали аппараты родом с КМЗ, считая их более качественными. Выпуск первой серии был приурочен к XXIII съезду КПСС и появился на прилавках в 1965 году.. «Е» в наименовании фотоаппарата - это сокращенная до одной буквы фамилия директора КМЗ Н.М. Егорова, при котором он начал разрабатываться. Интересно, что дальнейшие конфигурации «Зенита» тоже хранят память о своих «родителях»: «Зенит-В» - о директоре КМЗ Л.А. Воронине, «Зенит ЕМ» - о директоре Егорове и ведущем конструкторе Н.М.Маренкове, «Зенит Д» среди заводских именовался автоматом Державина, его автора. Правда, все директорские фамилии в названиях «Зенита» появились уже после отставки директоров. «Зенит-Е» - экспортный фотоаппарат. За границей его имя писалось латинскими буквами - «Zenit-E» или вовсе менялось: в Германии его звали «Revueflex-E», во Франции - «Phokina» и «Photokina-XE», в США - «Kalimar-SR200», «Kalimar-SR300», «Prinzflex-500E», «Spiraflex», «Cambron-SE», в Японии - «Meprozenit-E», а в Канаде - «Diramic-RF100».
Наталья Вишнякова
Темы:
сортировать по убыванию
Автор: arrow-sp 11 июля 2012
Вершиной советской фототехники считался "Зенит-19" (ето если мы говорим только о ЗЕНИТАХ, а так были ещё и САЛЮТ, и КИЕВ 88, и КИЕВ 19, и КИЕВ 60)
"Тяжелые "ФЭДы" были легче и компактней "Зенитов" , и, до внедрения на "Зенитах" хотя-бы микрорастра - превосходили их в удобстве и качестве наводки на резкость.
И, с каким, интересно, директором КМЗ, Вы связываете название ЗЕНИТ TTL???
Автор: baklanoff 3 ноября 2012
И с ценами не совсем у автора. В начале 80-х покупал Зенит-Е, немного погодя -ЕТ. Цены были явно ниже, чем в статье. А Киев-60, 88, 6С (вон на полке стоит) среднеформатные. Другой класс.
Автор: Политор 8 ноября 2012
Позволю себе поправить автора первого коммента.Обозначение Зенит TTL применялось только на экспортном варианте фотоаппарата.К сожалению не помню,как модель обозначалась для внутреннего рынка.Узнал это из раритетного теперь уже номера журнала Наука и жизнь за 79 год.Там была большая статья про фотоаппараты Зенит и Киев.
Автор: Виктор 13 ноября 2012
Мнение, что обозначение "TTL" - не для внутреннего потребления, неверно. Наша семья владела несколькими моделями Зенита, в том числе и Зенит ТТЛ (на русском в паспорте и TTL на камере) и Зенит "Photo Sniper" (фото ружьё). Стоили не так уж и дёшево. TTL с объективом "Гелиос-44М", купленый в 1978 году, стоил 240 рублей. Это хорошая зарплата! Но фотоаппараты были замечательные и служили много лет.
Автор: Политор 26 ноября 2012
Уважаемый Виктор,а я и не утверждал,что ТТЛ только для экспорта.Повторюсь,что не помню,как аппарат обозначался для продажи в Союзе.В те времена я ещё пешком под стол ходил и увлекаться фотографированием,естесственно,не мог.Повторюсь,что читал о Зенитах в советском журнале"Наука и жизнь".Советские журналы врать,по моему,не способны были)))Но всё равно,спасибо за информацию.
Автор: фотограф 2 декабря 2012
Зенит, пользовался большой популярностью и был широко распространен в силу долгого времени выпуска, но считать его вершиной - нет оснований. Такого же класса "Киевы" превосходил его по всем параметрам - диапазону выдержек, размерам матового стекла и др. Я уже не говорю про "Салют" и "Киев-88". Среди дальномерных, я бы обязательно упомянул "Зоркий" - прекрасная машина, обладавшая значительно меньшими вибрациями, в силу отсутствия зеркала и профессиональным диапазоном выдержек - от 1 до 1/1000 сек. Плюс - наличие сменной оптики (ну, это также как и у ФЭДа. Они были из одной группы). Киев-4 (тоже дальномерный) не забудьте. С кожаной шторкой, не замерзающей на морозе.
Автор: Сергей 3 декабря 2012
У меня были Зенит 19 и Зенит ЕТ и целая куча к ним объективов: Мир-1;Юпитер-135 и Юпитер-200; Индустар-61. Это помимо китовых. Телеконвертер, который увеличивал фокусное расстояние в 2 раза объектива тоже полезная вещь была.А ещё кольца удленнительные-для макро съёмки. До сих пор в кофре,в тумбе под ТВ лежат. Аппараты классные! Не жаловался не разу на них. Один единственный раз, на одном аппарате рвалась шторка. Больше никаких проблем не было :))
Автор: andrey69home 18 декабря 2012
У меня и сейчас в рабочем состоянии стоит на полочке фотоаппарат Зенит В. В свое время я купил к нему пару объективов (Гелиос и Юпитер), которые и сейчас использую с цифровичком зеркалкой через адаптер. Качество на выходе обалденное - намного лучше, чем у китового объектива.
P.S. Наталью не обижайте. Наталья в своей статье ничего не утверждает, а только делится с нами полученной информацией.
Автор: stalker 4 января 2013
Однажды утром к Владимиру Владимировичу Путину подошла одна из его дочерей, и сказала:"Папа, я хочу заняться фотографией. Купи мне, пожалуйста, хороший цифровой фотоаппарат (цифровой, естественно, потому что плёнка уже вчерашний день)."
- Хорошо, дочка, фотография дело хорошее, куплю - ответил Владимир Владимирович и поехал на работу.
Приехав на работу, Владимир Владимирович подумал:
- А какой же фотоаппарат купить дочери? Можно, конечно, какой-нибудь Кэнон или Никон, или даже Олимпус, но… Как-то странно будет смотреться дочь самого Президента Российской Федерации с импортным, не отечественным фотоаппаратом. Наверное, надо купить ей хороший отечественный цифровой фотоаппарат.
После этого Владимир Владимирович задумался - а какой же отечественный фотоаппарат ему выбрать? И, естественно, первая марка, которую он вспомнил, была «Зенит». Ибо каждый советский человек с детства знал эту марку фотоаппаратов.
- Вот и хорошо - довольно подумал Владимир Владимирович, куплю ей цифровой «Зенит» - и дочь будет довольна, и престиж страны не пострадает.
Успокоенный этой мыслью, он принялся за работу.
Близилось время обеденного перерыва. Владимир Владимирович решил использовать его для похода в магазин за фотоаппаратом. Он вызвал машину, и велел отвезти его в самый лучший фотомагазин в Москве.
Приехав в магазин, он подошёл к продавцу-консультанту, и спросил: "Скажите пожалуйста, какие из цифровых фотоаппаратов «Зенит» у вас имеются в продаже?"
Сначала продавец-консультант опешил от такого вопроса (и не столько от того, что спрашивал сам Владимир Владимирович, а от того, что кто-то спросил про «Зенит»).
- Владимир Владимирович, ответил продавец-консультант, не хотелось бы Вас огорчать, но у нас в продаже нет не только цифровых «Зенитов», но и вообще никаких. Ибо КМЗ уже 2 года как прекратил выпуск «Зенитов» вообще. И свернул разработку фотоаппаратуры. Так что у нас в стране нет больше своих фотоаппаратов. Могу предложить Вам на выбор большой ассортимент импортных цифровых фотоаппаратов на любой вкус.
- Не надо! - мрачно сказал Владимир Владимирович и задумался. «Как же так, - подумал он, - в то время, когда наши корабли бороздят космическое пространство, в то время, когда ВВП удваивается, стабфонд неуклонно растёт, а рубль постоянно крепнет в это же время в нашей стране нет своих фотоаппаратов? Как же такое могло случиться? Что же я скажу дочери? Непорядок.»
И Владимир Владимирович погрузился в глубокие раздумья. На обед он в этот день не пошёл.
К вечеру он нашёл решение. Вечером он позвонил генеральному директору КМЗ и имел с ним разговор.
Через несколько дней, 2 июня 2007 года, на КМЗ состоялось состоялось заседание НТС (научно-технического совета) завода, с участием руководителей и конструкторов, посвящённое вопросам возобновления разработок фототехники на Красногорском заводе, которое приняло решение о возобновлении на Красногорском заводе фотоаппаратостроения и о выпуске цифрового фотоаппарата с маркой "Зенит", даже двух «Зенит-408» и «Зенит-N1». Даже были установлены сроки - конец 2007 года.
Так началась новая эра в истории отечественного фотоаппаратостроения...
Автор: stalker 4 января 2013
На протяжении всей своей истории фотоаппараты с маркой Красногорского механического завода (КМЗ) шли на экспорт не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию и Англию, где успешно конкурировали с западной продукцией. «Зениты» серии «Е» стали самыми массовыми зеркальными камерами в мире: всего их различных модификаций было произведено около пятнадцати миллионов. Фотоаппараты «Зенит» нередко становились лауреатами престижных премий и удостаивались восторженных откликов со стороны общественности, средств массовой информации и экспертов области. Так, например, в 1979 году популярный английский журнал для фотолюбителей «What camera?» признал «Зенит-ЕМ» лучшим аппаратом года.
А все началось сразу после окончания Второй мировой войны, когда Красногорский механический завод получил задание по выпуску мирной продукции: проекционные аппараты для государственной библиотеки им. В.И.Ленина, театральные бинокли и, наконец, фотоаппараты. В 1947 году на КМЗ была заложена производственная база для изготовления фотоаппаратуры и научных приборов. Спустя год были выпущены первые пятьдесят аппаратов «Зоркий», которые получили большую популярность и стали прообразом серии «Зенит».
История же непосредственно фотоаппаратов «Зенит» началась в 1952 году, когда дальнейшие эксперименты и конструкторские разработки модели «Зоркий» привели к появлению нового зеркального малоформатного фотоаппарата. В 1955 году был выпущен первый по настоящему массовый аппарат семейства «Зенит» - «Зенит-С», который приобрел улучшенный затвор и синхроконтакт.
«Зенит» и «Зенит-С» имели зеркало, которое опускалось только при взводе затвора, таким образом, кадр в видоискателе был виден только при взведенном затворе. Так как оставлять затвор во взведенном состоянии было довольно вредно для его пружин, то на ранних «Зенитах» четко действовало правило, известное каждому их владельцу: Взвел затвор – снимай.
После того, как были разработаны и поставлены на поточное производство высококачественные дальномерные камеры типа «Зоркий-3» и «Зоркий-4», не уступавшие мировым аналогам, на Красногорском механическом заводе решили создать и новый «Зенит». При этом изначально он получил название «Кристалл».
Этот фотоаппарат имел сверхточный и сверхпрочный корпус из алюминиевого сплава, представлявший собой одну-единственную деталь, что опередило мировой уровень развития зеркальных фотоаппаратов на много лет вперед. Кроме того, литой стала и верхняя крышка аппарата, причем литой с очень толстыми стенками. В 1962 году фотоаппарат стал называться уже «Зенит-3М»: отличие от «Кристалла» было только в оформлении верхней крышки, которая перестала быть такой монументальной.
«Зениты» третьего семейства стали первыми «миллионниками» в советской фотопромышленности и также первыми пошли в массовый экспорт. В этот же период в Германии для массового выпуска была заказана автоматическая линия станков, позволяющая производить высокоточную обработку корпусов, что стало технологической основой для производства фотоаппаратов на КМЗ вплоть до конца 90-х годов.
На смену успешному третьему семейству аппаратов пришел внешне громоздкий, крупный и тяжелый «Зенит-4».
У него были свои достоинства – это достаточный для середины 1960-х диапазон выдержек, а главное, то, чего нет на многих современных камерах - синхронизация на любой скорости затвора с любыми вспышками. Кроме того, «Зенит-4» впервые получил встроенный экспонометр и видоискатель. Работа экспонометра была возможна без ограничений как с призмой, так и с удобной шахтой с лупой для точной наводки. Видоискатель стал огромным плюсом этой камеры, однако, был один существенный недостаток - задержка между нажатием на спуск и срабатыванием затвора, которая по сути напрочь убивала все то хорошее, что было в этом аппарате.
Пятое семейство фотоаппаратов «Зенит» стало настоящим прорывом в советской и западной фотопромышленности. Дело в том, что в «Зените-5» впервые в мире среди серийных массовых камер общего назначения появился встроенный электропривод.
Питался он от формально несменной аккумуляторной батареи, но набранной из обычных аккумуляторов типа «Д» (которые можно было заменять по мере выхода из строя), протягивал пленку со скоростью около 1-1,5 кадра в секунду и подзаряжался от сети 127 или 220 вольт при помощи зарядного устройства, продававшегося в комплекте. В остальных компонентах камера не отличалась от своего предшественника «Зенита-4».
Следующее поколение аппаратов – «Зенит-6» - отличалось значительным упрощением и ограниченными возможностями.
В частности, камера не была оснащена экспонометром. Камера под названием «Зенит-66», выпущенная в это же время, отличалась от «Зенита-3М» только возвратным зеркалом, которое давало возможность видеть кадр в видоискателе до взвода и сразу после спуска затвора.
Вышеперечисленные аппараты «Зенит» пятого и шестого семейства постигла одна и та же судьба – быстрое забвение. Дело в том, что на смену им пришел новый аппарат «Зенит-Е», который стал настоящей классикой.
Собственно говоря, когда мы говорим фотоаппарат «Зенит», чаще всего вспоминаются именно неприхотливые, надежные и долговечные камеры «Зенит-Е», разошедшиеся по миру десятками миллионов штук.
«Зенит-Е» вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Резьбовое крепление объектива и мягкий, прекрасно ощущающийся спуск затвора, подъемное зеркало постоянного визирования, встроенный экспонометр и другие технологические особенности стали основой успеха этих камер. Время, проходящее между нажатием на кнопку спуска и началом движения шторок затвора, у этой модели, наверное, - наименьшее среди всех «Зенитов», что позволяет снимать движение «влет», а не с задержкой в немалые доли секунды.
Фотоаппарат «Зенит-Е» имел феноменальный успех, он массово продавался как в Советском Союза, так и за рубежом. Спрос на эти камеры был такой, что в Белоруссии, в городе Вилейке, при технической помощи КМЗ было развернуто новое производство фотоаппаратов. Правда, если качество первых выпусков было на должном уровне, то в конце 1980-х - начале 1990-х годов белорусские «Зениты» начали значительно отставать от своих подмосковных собратьев.
Более дешевым и простым вариантом модели «Зенит-Е» стал фотоаппарат «Зенит-В», выпускаемый с так называемым внешним экспонометром, который фотограф в случае необходимости мог купить отдельно.
В дальнейшем аппараты семейства «Зенит-Е» стали заметно устаревать, и КМЗ требовалось улучшить фотоаппарат, не удорожая его и одновременно не ломая с трудом налаженное массовое производство. Поэтому все технологические новинки были достаточно скромными. Так появились аппараты «Зенит-ЕМ» и «Зенит-БМ», которые отличались прыгающей или, как у нас говорили, «моргающей» диафрагмой.
Вследствие этого оперативность работы с объективами, снабженными механизмом такой диафрагмы (индекс «М»), резко повысилась. Вторым дополнением стал фокусировочный экран, который получил в центре микропризмы, значительно облегчившие точную наводку на резкость.
В новом семействе «Зенитов» под названием «TTL»/«12» были введены изменения в конструкцию затвора, повысившие точность отработки выдержек и равномерность хода шторок.
Необходимость в этом новшестве была связана с тем, что постепенно в стране развивалась цветная фотография, и эти вопросы становились жизненно важными, особенно при съемке на слайды. Самым долгоживущим из аппаратов этой серии в производстве на Красногорском механическом заводе стал «Зенит-11»: последние такие камеры были собраны на КМЗ аж в 1992 году.
Этот фотоаппарат выпускался в течение одиннадцати лет и хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации. Существовали и другие модификации аппаратов «Зенит», которые обладали как своими технологическими новшествами, так и существенными недостатками. Некоторые из них, как, например аппарат «Зенит-18», были вскоре сняты с производства из-за конструктивных недоработок.
Аппараты «Зенит» стали настоящей гордостью и ярким достижением советской фотопромышленности. Родившиеся в 50-60-е годы камеры «Зенит» прожили долгую жизнь и даже пережили свою эпоху. И сегодня многие любители фотографии не отказываются от своих «Зенитов», несмотря на появление современных, более молодых и точных автоматических аппаратов. На эти камеры запечатлены счастливые моменты из жизни миллионов людей по всему миру. «Зенит» вошел в историю как самый массовый зеркальный фотоаппарат XX века!
Внимание,
для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Пройдя несложную регистрацию, Вы сможете самостоятельно размещать на портале свои фотографии, статьи, любимую музыку, коллекции, отправлять сообщения другим зарегистрированным пользователям, вести блог.
Пользователи всех стран, соединяйтесь!