для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
Подвиг и спасение Челюскинцев
Добавил: Aleks
Тема: Флот
Настоящие герои тридцатых годов – летчики и полярники, объединенные одним именем – «Челюскин». Их в буквальном смысле слов носила на руках вся страна, фамилии знал наизусть каждый, фотографии были прикноплены над кроватями тысяч мальчишек, и жизнь, конечно, хотелось делать с них, быть такими же мужественными и сильными.
История «Челюскина» такова. Его строили на судостроительном заводе Копенгагена по советскому заказу. В марте 1933-го его спустили на воду, а уже в августе «Челюскин» вышел из Мурманска навстречу своей судьбе. Цель – порт Владивосток. Официальная задача – отработка доставки грузов по трассе Северного морского пути. Во главе экспедиции капитан Воронин и академик Отто Юльевич Шмидт. На борту – более 100 человек команды, среди которых женщины и дети. Присутствие последних объясняет неофициальная, возможно, засекреченная, версия: «Челюскин» был снаряжен для доставки не столько грузов, сколько заключенных на добычу оловянной руды, и вышел из порта не один. За ним следовала «Пижма», на которой везли заключенных и охранников. Семьи же охранников следовали на «Челюскине». В документах и спустя несколько десятилетий никаких сведений о «Пижме» нет. Она стала кораблем-фантомом, существующим либо в памяти свидетелей, либо в воображении литераторов.
Так это или не так, но в конце сентября экспедиция оказалась полностью блокирована льдами в Чукотском море. Льды постепенно сжимались, и в феврале весь экипаж был вынужден сойти на лед, где в течение двух месяцев моряки, женщины и даже дети жили в палатках. 13 февраля льды окончательно сомкнулись и легко, как папиросную бумагу, смяли стальную обшивку «Челюскина». Корабль затонул всего за два часа. Челюскинцы на два месяца оказались в ледовой изоляции. Не потеряв присутствия духа, они занялись устройством жизни, строительством аэродрома, который постоянно ломался, покрывался трещинами и торосами, полностью заносился снегом. Связь с материком была, ее обеспечивал радист Эрнст Кренкель. Шмидт издавал газету и читал лекции по философии. Подвиг челюскинцев – в том, что они не сдались, не потеряли человеческого облика, не предались апатии.
Сначала челюскинцев хотели спасти американцы. Но правительство отказалось категорически, несмотря на то, что в составе экспедиции были женщины и дети, включая новорожденную девочку, появившуюся на свет в Карском море. Почему? Позднейшие толкователи утверждают, что именно из-за «Пижмы», вмерзшей в лед неподалеку и ставшей ледяной могилой всем заключенным.
Отечественные специалисты не верили в возможность спасения челюскинцев. Была слабая надежда на авиацию. Правительственная комиссия направила в зону действия три группы самолетов. Страна, затаив дыхание, слушала сводки новостей о спасении челюскинцев. Вот Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек, вот Василий Молоков за девять рейсов — 39 человек, Николай Каманин за девять рейсов — 34 человека, Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек, Маврикий Слепнев за один рейс — пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека. Специально для летчиков было создано новое звание – Герой Советского Союза. Все, находившиеся на «Челюскине», от капитана до уборщика, были награждены орденом Красной звезды. А в метриках новорожденных девочек появилось новое имя Оюшминальда – «Отто Юльевич Шмидт на льдине».
Александр Достян
Оценка: нет |
Еще по теме:
Предметы эпохи
Советские бренды
Молочный шоколад Аленка - лакомство из СССР
Продовольствие в СССР было делом всенародным. Удивительно, но на пленумах ЦК порой решались вопросы о запуске в производство того или иного продукт
Комментариев: 0
Киевский торт
Удивительно, но факт: торт «Киевский» официально считается национальным символом Украины. Разработан он был в 1956 году на Киевской фаб
Комментариев: 0