для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
Гужевой транспорт в Москве, столичные извозчики
Добавил: Vorona
Тема: Техника
«И все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков. Хотя б одного. И не будет отныне, а жаль».Для начала определимся с термином. «Гужевой транспорт, вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др)» – БСЭ.
Понятное дело, на Москве отродясь на собаках, верблюдах, оленях и медведях не ездили. Разве что в рассказах досужих иностранцев и в зоологическом саду. В Москве все больше на лошадях разъезжали. Вплоть до 30-х годов. Что констатировал прекрасный Леонид Утесов, обращаясь к извозческой кобыле «…чтоб запрячь тебя я утром отправляюся от «Сокольников» до «Парка» на метро».
Вообще, у столичных извозчиков была богатая история. В 1645 г. В Москве их было около 2 тыс., в 1775 г. - 5 тыс., в 1838 г. - 8 тыс., в 1895 г. - 19 тыс., в 1914 г. - 16 тыс., в 1928 г. - 5 тыс., в 1939 г. - всего около 60. У извозчиков была своя униформа, которая просуществовала до 30-х годов XX-го столетия. У них были долгополые кафтаны с двумя сборками сзади. На голове обязателен головной убор. Каждый московский извозчик имел свой номер, который первоначально помещался у кучера на спине, позже его стали прикреплять на видном месте экипажа.
Столичные извозчики делились на несколько категорий. Самые дешевые экипажи были у «ванек», мужиков приехавших в Москву из деревень на своих лошадях. «Ваньки» просили недорого, работали много, готовы были ехать, куда прикажут. Совсем как сейчас, и, наверняка, спрашивали пассажира «Дорогой, дорогу покажешь?».
Совсем другое дело «лихачи». У тех были ухоженные лошадки, крепкие лакированные коляски. Ну, типа «иномарок» сейчас. Они ждали своих не бедных клиентов у театров, ресторанов, гостиниц и просили не меньше 3 рублей, тогда как бедный «ванька» брал 30-70 копеек.
Были и среди московских извозчиков «голубчики» - эстеты, повесившие на свои экипажи звонкие колокольчики. От их ухарского выкрика: «Эх, голуби!» и пошло название «голубчики» или «голуби со звоном».
Гужевой транспорт в Москве зачастую был одноконными, но встречались «двойки» и «тройки». Московский шик - прокатиться с ветерком в экипаже с открытым верхом. Зимой коляски заменялись на сани, укрывавшие пассажира медвежьей полостью.
За качество работы столичных извозчиков отвечала городская управа. Было установлено три разряда, с тремя соответствующими цветами экипажа и ночного фонаря. Первый разряд - красного цвета, крытые рессорные экипажи с воздушными шинами. Второй разряд – синий, такие же экипажи, но с колесами попроще. Остальные - относились к третьему разряду.
После революции количество извозчиков в Москве стало резко сокращаться. Если в 1914 году их было около 16 тысяч, то в 1928 году - уже 5 тысяч. В 1939-м году их осталось всего 57. Сколько сейчас – не знает никто. Хочется вспомнить слова Булата Окуджавы: «И все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков. Хотя б одного. И не будет отныне, а жаль».
Татьяна Воронина
Оценка: нет |
Еще по теме:
пожаловаться
Предметы эпохи
Советские бренды
Бобинник. Магнитофон Днепр
В 1947 году во всем мире наблюдается магнитофонный бум. Магнитофоны существовали и раньше, примером тому – Штирлиц, но среди них не было быто
Комментариев: 0
Бабаевская кондитерская фабрика. «Мишка», «Белочка» и праздник
Разумеется, история Бабаевской фабрики началась не в советское время, задолго до революции будучи семейным предприятием купцов Абрикосовых. Имя Пет
Комментариев: 0