для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
Сверхзвуковой самолет ту 144 - печальная история аварий и катастроф
Добавил: Tiero
Тема: Катастрофы
Сверхзвуковой самолет – ТУ-144 появился в 1960 году. Разработан он в «святая святых» авиастроения СССР – конструкторском бюро Туполева. Аналог подобного технического совершенства - «Конкорд»- франко-английского производства – единственный на тот момент в мире мог составить конкуренцию ТУ-144. В итоге, так и вышло. «Конкорд» и Ту-144 вступили в соперничество. Первый полёт Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года. Испытания проводил пилот - испытатель Опытного КБ А. Н. Туполева Эдуард Елян. Мы опережали в вышеупомянутом «соревновании» – это, произошло на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло в 1969 году, на высоте 11000 метров. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как «Конкорду», взлётно-посадочная скорость которого была на 15 % выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку. При проектировании была проведена колоссальная работа. Третьего июня 1973 года происходит крушение Ту-144 № 77102. Он разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. При выполнении маневра: советский самолет падает на здание школы в расположенном рядом с летным полем местечке Гусенвиль, гибнет восемь человек и экипаж во главе с Михаилом Козловым. По версии, появившейся после крушения, причиной катастрофы считают слишком резкий манёвр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом», задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте. Произошло нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолёта манёвра, который экипаж попытался совершить. Истинные же причины катастрофы были засекречены. Комиссия специально отмечала, что недочетов конструкции самолета, которые могли бы стать причиной происшествия, выявлено не было. После того, как гриф секретности был снят, в конце 90-х, озвучены некоторые версии с российской стороны: по мнению бывшего заместителя начальника испытательной базы КБ Туполева Эдгара Крупянского, на том злополучном борту был установлен блок экспериментальной автоматической аппаратуры, который мог неожиданно сработать. Высказывалась и более прозаичная причина – говорили, что французские журналисты дали одному из членов советского экипажа в руки кинокамеру, и при выполнении сложной фигуры она выскользнула у него из рук и стала летать по кабине, лишив летчиков возможности управлять. Тем не менее, Ту-144 стал совершать регулярные рейсы. Первый рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года на маршруте Москва — Алма-Ата, где самолёт перевёз почту и посылки, а с 1 ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Лётчики Аэрофлота летали в качестве вторых пилотов, командирами же экипажа всегда были лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на этот самолёт стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей. Но, лайнер созданный для сверхдальних перелетов не нашёл своего места на внутренних линиях, оказавшись нерентабельным. Из-за высокой цены на билеты, почти в полтора раза превышающей обычную, загрузка бортов была очень низкой, что привело к отказу от эксплуатации на пассажирских линиях Аэрофлота. И всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, ТУ-144 навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских, было перевезено 3194 пассажира. В дальнейшем Ту-144 совершали только испытательные полеты и полеты с целью установления мировых рекордов. 23 мая 1978 года произошло второе крушение опытной модели Ту-144. Во время испытательного полета модернизированного варианта самолёта, Ту-144Д (№ 77111) , произошло возгорание. Экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от города Егорьевска. После приземления спаслась только часть экипажа. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте и погибли. «Конкорды» эксплуатировались авиакомпаниями British Airways и Air France 27 лет. 25 июля 2000 года один самолёт был потерян в катастрофе при вылете из парижского аэропорта «Шарль де Голль», погибло 113 человек, из них на борту 100 пассажиров и 9 членов экипажа. Эта катастрофа, а также сокращение рынка авиаперевозок после 11 сентября 2001 года, стали основными причинами прекращения эксплуатации «Конкордов» на коммерческих авиалиниях. По мнению некоторых специалистов если бы двигатели «Конкорда» размещались так же, как у Ту-144, то катастрофы 25 июля 2000 года могло и не быть. Двигатели Ту-144 расположены ближе к фюзеляжу и лопнувшая шина шасси не могла их повредить. По факту – никто из этих двух сверхзвуковых гигантов «не выиграл».
В. Мальцева
Оценка: нет |
Еще по теме:
сортировать по убыванию
Автор: Игорь 11 октября 2015
Ну и где печальная история?Все очень просто.Самолет окупался при наличии богатого населения, чего при союзе не было. А так, отличный самолет
Предметы эпохи
Советские бренды
Харьковский велосипедный завод. Велосипед Украина
В 1915 году в связи с приближением линии фронта многие предприятия Риги – «Феникс», «Руссо-Балт», «Мотор»
Комментариев: 0
Дым отечества. Сигареты табачной фабрики Ява
После войны в Советском Союзе начинается активная борьба с курением. К этому моменту курят почти все: привычка появилась в первые годы революции и
Комментариев: 0