для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Блог проекта
боевой желзнодорожный ракетный комплекс
Добавил: Aleks
Тема: Армия
БЖРК. Ничего не говорящая обывателю аббревиатура. Но под этим названием скрывался инженерный шедевр, созданный советскими конструкторами. Боевой железнодорожный ракетный комплекс "Скальпель" по классификации НАТО, или БЖРК "Молодец", как называли его в СССР...В самом начале 70-х годов в ракетных войсках стратегического назначения Советского Союза находились на вооружении сотни ракет наземного, или как тогда говорили, "шахтного" базирования. Но боевая ракета, находящаяся пусть и глубоко под землей, не являлась обьектом "невидимым" для средств обнаружения "вероятного противника". Все шахты, все наземные пусковые установки были известны и находились под пристальным наблюдением противоборствующих сторон. Отчасти проблему "маскировки" пусковых установок удалось решить с появлением атомных подводных крейсеров-ракетоносцев. Но и любая субмарина тоже не могла долго оставаться незамеченой... Противолодочные самолеты и корабли, береговые станции и космические спутники ежесекундно "просвечивали" водную толщу мирового океана. На каждую такую "подводную крепость" было заведено "персональное личное дело". Маршруты следования, точки погружения и всплытия - все это не было тайной для специалистов, как советских, так и "заокеанских". Военные долго пытались решить проблему "сокрытия" пусковой устаноки межконтинетальной баллистической ракеты. Но такая ракета - не коробок спичек. Её не спрячешь просто так. Сотни людей, отвечающих за боеготовность такого ракетного комплекса, сложнейшее инженерно-техническое оборудование - все это должно было функционировать и при этом оставаться невидимым для противника. Задача казалась неразрешимой. Но недаром история учит - нет ничего невозможного для русского Левши!!!
Эта проблема была решена. Решена двумя Гениями. Именно так - Гениями с большой буквы. Андрей и Василий Уткины - вот их имена! Два брата, два выпускника Ленинградского военно-механического института смогли создать абсолютно "невидимый" и абсолютно мобильный "стартовый стол" для полноценной межконтинентальной баллистической ракеты.
По железным дорогам Министерства путей сообщения СССР начали курсировать обычные с виду поезда-рефрижираторы. Семь вагонов, три локомотива. Обычный грузовой железнодорожный состав, каких десятки тысяч ежедневно пересекали страну от Ужгорода до Владивостока и от Мурманска до Еревана.
Но вдруг... начинало происходить что-то фантастическое!!!! Этот самый обычный состав останавливался. Над одним из вагонов-"холодильныков" откидывалась в бок крыша и мощные домкраты "в момент" ставили вертикально контейнер с баллистической ракетой, которую создатели нарекли необычным именем "Молодец". Ракета массой более 130 тонн в течении двух минут после остановки состава стартовала и шла "мстить" за своих соотечественников. 10 ядерных боеголовок в боевой части этой ракеты могли "стереть в порошок" половину американского континета. Здесь необходимо заметить, что в то время ни один пуск ни одной ракеты, где бы он не происходил - не оставался незамеченым. Исключение могли составить лишь некоторые подводные лодки, осуществлявшие запуск ракеты из подводного положения. Но такие ракеты были небольшими по мощности. А тут - 130 тонн стартового веса!!! Причем эти 130 тонн могли "стартануть" абсолютно из любой точки страны, хоть из центра Москвы, лишь бы там была железная дорога!!! Ни один спутник, ни один наблюдатель физически не могли "отследить" местоположение такой ракеты. Обнаружить ее возможно было лишь через 5-6 минут после старта. Вот только остановить ее после обнаружения никто бы уже не успел. Абсолютная защищенность экипажа этого уникального комплекса позволяла осуществлять успешный запуск ракеты даже в непосредственной близости от эпицентра ядерного взрыва. Кстати, с целью проверки работоспособности техники и людей был в свое время проведен невероятный эксперимент. На одном из советских полигонов на расстоянии всего лишь 650 метров от состава было взорвано, вы только вдумайтесь!!!, 900 (девятьсот - это не опечатка) тонн тротила. После этого взрыва в земле образовалась воронка диаметром 80 метров и глубиной более 10-ти. У локомотива вылетели все стекла, сорвало обшивку кузова, ... но ровно через 2 минуты ракета стартовала.
Сколько и каких проблем пришлось решать конструкторам и технологам в процессе создания такого комплекса мы не можем себе представить даже в первом приближении. Начнем хотя бы с того, что грузоподьемность стандартного железнодорожного вагона составляет 55-60 тонн. А ракета весит более 130-ти... Кроме того - размеры ракеты. Как "втиснуть" многометровую "тушу" межконтинентального "подарка супостату" в обычный вагон? Как сделать возможным старт ракеты и при этом сохранить в целости железнодорожное полотно и контактную сеть? Ведь при обычном, "классическом", запуске такого "монстра" рельсы и щебень балласта просто бы испарились от температуры газов маршевого двигателя ракеты... А что ж тогда говорить о людях в вагонах? Решили и эти и еще множество других, кажущихся на первый взгляд неразрешимыми, проблем. Кстати, за характерное поведение ракеты при старте из вагона ее прозвали "танцующей ракетой". Для выхода ракеты из контейнера использовался обычный пороховой ускоритель, который "выбрасывал" ее на безопасную высоту и отводил в сторону от состава и железнодорожных путей. И только после этого в дело вступали основные маршевые двигатели "Молодца".
По единодушному мнению всех современных специалистов даже сегодня такой ракетный комплекс являет собой самое страшное и совершенное оружие нашего времени...
К слову, американские специалисты в целях соблюдения "ядерного паритета" попытались создать у себя нечто подобное. Но как говорится, "что русскому хорошо - то у американца не получится". Шесть лет работы и миллиарды долларов "пошли коту под хвост". Не получилось, не смогли, "не сдюжили"! В свое время спецслужбами США была даже предпринята беспрецендетная по своим затратам и организации, так называемая, "Операция "Абсорб". С целью выяснения принципов работы и конструкции советского "ядерного поезда" из Японии в Швецию транзитом был направлен обычный стандартный контейнер, "нафаршированый" самой современной шпионской аппаратаурой, для обнаружения и исследования "Скальпеля". Но и тут американцам "нифига не обломилось". Великая сверхдержава СССР умела беречь свои секреты! Недалеко "уехал" этот контейнер. А судя по последним публикациям в печати, советский "Молодец" обрел "вторую жизнь". И снова по железным дорогам Государства Российского пойдут обычные с виду "поезда-холодильники", готовые в любое мгновение дать "по рогам" любому агрессору. Наличие такого весомого "аргумента" здорово помогает решать различные политические неурядицы. Так было. Так есть. Так будет!!! История Государстсва Рабочих и Крестьян, как бы не смешно и не пафосно это звучало сегодня, дает нам возможность гордиться нашими предками и Великим Наследием Советского народа!!!
Оценка: |
Еще по теме:
пожаловаться
Предметы эпохи
Советские бренды
Пистолет Макарова
История появления пистолета Макарова имеет отношение к окончанию ВОВ. Одна из версий, почему силовым структурам СССР понадобилось новое оружие &mda
Комментариев: 0
БВЛ. Библиотека всемирной литературы
В 1967 году увидел свет один из двух самых выдающихся брендов советской библиофилии – серия «Библиотека всемирной литературы». Пе
Комментариев: 0