для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
7-я ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича
Добавил: pluvash
Тема: Музыка
Чем зарабатывают на жизнь музыкальные критики? Не те серьезные люди, которые составляют рейтинги попсовых исполнителей или их альбомов. От тех серьезных людей иногда зависят продажи, посещаемость концертов и многое другое, в итоге превращающееся в главное – в деньги. Но вот те, кто пишет о классической музыке, о высоком… О чем они пишут, если это выглядит, скажем, так.
«В глубоко взволнованной музыке этого произведения композитор стремился откликнуться на самые острые и жгучие проблемы и противоречия тогдашней действительности. Проникнутая большим драматическим напряжением музыка Пятой симфонии с большой искренностью воплощает острый психологический конфликт мучительных сомнений. Мрачным силам зла композитор противопоставил мужественную волю и силу организующей человеческой мысли, стремление к светлым идеалам».
Это некий критик написал о 5 симфонии Дмитрия Шостаковича, впервые исполненной в 1937 году. За нее, кстати, композитора похвалил Сталин. За предыдущее творчество ругал, сумбур, мол, вместо музыки. А тут композитор исправился, избавился от ереси авангардизма. И взволновался по поводу процесса над Тухачевским и прочими троцкистско-фашистскими заговорщиками из числа офицеров? Или все-таки предался мучительным сомнениям по поводу выполнения промфинплана угольной отраслью?
Писать о чувствах, в общем-то, удел литературы. Возбуждать эмоции – удел музыки. Но раз уж существуют музыкальные критики им надо писать не только о том, что вторая скрипка облажалась и не попала в ноты, а гобои не поспевали за дирижером.
Однако было в творчестве Шостаковича произведение, которое вызывало удивительно единодушные чувства, как среди тонко организованных эстетов, так и среди бесконечно далеких от симфонизма рабочих и крестьян, среди солдат, среди голодных горожан осажденного Ленинграда. Когда просто наворачивались слезы или брала оторопь – вот это музыка! Речь идет о 7 «Ленинградской» симфонии до мажор.
Писать ее композитор начал в самом начале войны. Ситуация обязывала. И хотелось создать нечто мощное, не хуже «Героической симфонии» Бетховена. Жил Шостакович тогда в Ленинграде. Вот уж действительно, тревожная получалась музыка, когда немцы с каждым днем становились все ближе к городу на Неве. Незадолго до 8 сентября 1941 года, когда началась блокада, Шостаковича, как ценного работника культуры, отправили в эвакуацию в Куйбышев, бывшую и будущую Самару. Там в декабре Дмитрий Дмитриевич и закончил 7 симфонию, посвятив ее родному городу.
Куйбышев во время войны стал своего рода эвакуационной, резервной столицей Советского Союза. Там действовали филиалы всесоюзных наркоматов, генерального штаба и прочих ведомств. А уж Большой театр находился в полном составе. Его оркестр под управлением Самуила Самосуда и исполнил впервые 7 симфонию Шостаковича 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета. Впечатление было не меньшим, чем от великой песни «Священная война». 29 марта состоялась московская премьера симфонии в Большом с тем же оркестром и дирижером.
Но главным стала ленинградская премьера 9 августа 1942 года. Партитуру доставили в осажденный город самолетом. Дирижер оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг объявил сбор своих музыкантов, уже долго не игравших и не репетировавших.
Последний раз оркестр что-то исполнял на радио в декабре. Потом стало как-то не до музыки. Наступила самая страшная блокадная зима. В марте Элиасберг попытался собрать музыкантов. Явилось 15 человек из 50, едва способных держать в руках смычки. Остальные либо умерли, либо сумели уехать из голодного Питера. Для исполнения симфонии пришлось везти в Ленинград музыкантов из Москвы и фронтовых бригад. Это было накладно, сложно, но для задумавших показательную акцию руководителей Ленинграда Андрея Жданова и Алексея Кузнецова игра стоила свеч.
Существует красивая легенда. Когда дирижер Элиасберг собирался на премьеру, его старенькая мама посчитала, что руководитель оркестра просто обязан выступать во фраке, красивой манишке и при стоячем воротничке. А крахмала не было. И тогда она извела на крахмал последнюю в доме картофелину.
Большой зал Ленинградской филармонии оказался наполнен до отказа. Кроме оставшихся в живых любителей музыки, ряды заняли солдаты и матросы. Многие прямо с фронта с оружием. А от здания филармонии до передовых окопов не более 15 километров. Несмотря на все правила светомаскировки, в зале горели все люстры.
Все фронтовые и корабельные орудия были снабжены дополнительными снарядами. Поступил приказ подавить огнем все вражеские орудия во время концерта. Велась прямая радиотрансляция исполнения симфонии по всем репродукторам, размещенным в городе. И специально доставленным на фронт. Немцы тоже слушали Шостаковича.
И уже не легенда, а совершенно достоверный факт. За все 1 час 20 минут, что длилось исполнение 7 симфонии, со стороны немцев не раздалось ни единого выстрела.
Много лет спустя состоялось своего рода повторение этой легендарной акции. 21 августа 2008 года оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил 1 часть Ленинградской симфонии перед разрушенным грузинами зданием парламента Южной Осетии в Цхинвале.
Павел Кузьменко
Оценка: нет |
Еще по теме:
Предметы эпохи
Советские бренды
Конец фильма. Пленка «Свема»
Это сейчас финальные титры проматывают так быстро, что и при желании в них невозможно ничего разобрать. А раньше, бывало, зрители досматривали карт
Комментариев: 0
Мороженое Лакомка.
Истории из советских времен иногда сильно смахивают на сказку. Например, был когда-то в стародавние времена на ВДНХ павильон «Мороженое»
Комментариев: 0