Фотоархив
← Вернутся к альбому 1961 год ← Вернутся к альбому Праздники
Классическая открытка.
сортировать по убыванию
Автор: Zelen 19 августа 2012
День Воздушного Флота СССР праздновался ежегодно 18 августа вплоть до 1980 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года.
В дальнейшем, в Домодедово проводились воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники (последний в 1967 г.).
В 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября.
В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились.
Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.
Начиная с 1955 года и по 1991 год празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось торжественными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДАСААФ.
Первое торжественное заседание состоялось в 1955 году в зелёном театре Парка им. Горького (участвовал Г.К.Жуков), а последнее состоялось 16 августа 1991 г. в Концертном зале им. Чайковского (участвовали почти все члены будущего ГКЧП).
Все торжественные Собрания представителей трудящихся г. Москвы и воинов столичного гарнизона, посвященные Дню Воздушного Флота СССР - так официально называлось это мероприятие, на которых мне довелось присутствовать (с 1981 г. по 1991 г.), проводились по одному сценарию.
Проводились они в пятницу (ближайшую к Дню Авиации) поочерёдно в Центральном театре Советской Армии, Колонном зале Дома союзов и в Концертном зале им. Чайковского.
Официальная часть отрывалась весьма представительным президиумом из числа руководителей ВВС и авиационных отраслей, генеральных и главных конструкторов авиатехники, спортсменов-чемпионов авиаторов, космонавтов СССР.
С основным докладом выступал как правило Главком ВВС, иногда Министры авиационной промышленности и гражданской авиации. Потом выступали передовики производства из авиапрома и чемпионы, рекордсмены авиаспорта. Официальная часть длилась около 1,5 часов.
Потом часовой перерыв, во время которого можно было закусить и немного выпить за накрытыми в фойе столами. Играл военный духовой оркестр (с обязательным «Маршем авиаторов»), желающие могли потанцевать.
Завершал это торжественное собрание Большой праздничный концерт с участием наиболее популярных и известных артистов, певцов и танцоров.
Запомнилось выступление знаменитого киноактера Н.А. Крючкова, который вместе с военным ансамблем исполнил знаменитые песни из кинофильма «Небесный тихоход».
Иногда проводилась видеосъёмка этого концерта и тогда в воскресенье запись концерта, посвящённого Дню Авиации показывали по Центральному телевидению.
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ НА ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ "ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР"
Проведение торжественных заседаний к Дню Воздушного Флота СССР продолжалось до августа 1991 года. Это заседание
16 августа мне особенно запомнилось не только потому, что для меня оно было последним, а скорее всего по эпизоду, когда в самом начале заседания в президиум тихо прошли несколько человек, в которых все с удивлением узнали самых первых лиц из руководства Страны (кроме Горбачева).
Это были: Г.И. Янаев (вице-президент СССР), Д.Т. Язов (Министр обороны), О.Д. Бакланов (зам.пред. Совета Обороны),
Б.К. Пуго (Министр внутренних дел). Никогда до этого, такие высокие руководители не посещали торжественные заседания, посвящённые Дню Авиации.
Никто из них не выступил. Они ушли раньше других, также тихо, как и появились.
Для нас всех это было загадкой.
И только в понедельник 19 августа мы все узнали, что эти самые руководители СССР, присутствовавшие на праздновании Дня Авиации в Зале им. Чайковского, образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) и предприняли неудавшуюся попытку спасти СССР и КПСС от надвигавшегося разрушения.
4. ПРАЗДНИКИ АВИАТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. N 3564-1 был установлен
праздник День Воздушного Флота России (третье воскресенье августа).
Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 № 949 был установлен
праздник День Военно-воздушных сил России - 12 августа
(празднуется в День Воздушного Флота), в честь события 1912 года,
когда приказом Военного ведомства (Военного министерства России)
от 12 августа вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного
управления Генерального штаба.
Эту дату принято считать днём создания военной авиации в России.
Впервые, обоснование даты празднования Дня Военно-воздушных сил России опубликовано
в журнале "Авиация и космонавтика" № 6 1996 года (http://lib.rus.ec/b/190249/read#t1).
Речь идёт о приказе № 397, подписанном временно Управляющим Военным Министерством
Инженер-генералом А.П. Вернандером 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года
по которому, согласно "повелению" Николая II от 22 ноября 1911 года (5 декабря по н/ст),
все вопросы воздухоплавания в армии сосредотачивались в главном управлении
Генерального штаба и утверждается штат (штатное расписание, т.е. оклады и численность
чиновников) воздухоплавательной части (подразделения) управления Генштаба.
Части, возглавляемой генерал-майором М.И. Шишкевичем с годовым окладом жалования,
по этому штатному расписанию, 2605 руб. 28 коп.)
Однако, уже в декабре 1913 г. (приказом Военного министра от 20.12.1913 № 666) эта
воздухоплавательная часть (подразделение) управления Генштаба была расформирована,
а её функции в части снабжения авиатехникой были переданы воздухоплавательному отделению
Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации
боевой подготовки - в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба
(http://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_военно-воздушный_флот_России).
Поэтому, «привязка» Дня Военно-воздушных сил к дате 12 августа 1912 г. - как дате основания
Военно-воздушных сил России, является малоубедительной, скорее уж надо рассмотреть дату
"повеления" царя - 22 ноября 1911 года (5 декабря) или дату "высочайшего утверждения"
- 9 июля 1912 года (22 июля) (см. копию приказа № 397).
На мой взгляд, за дату создания Военно-воздушных сил России надо принять дату 24 июня
1913 года (7 июля по н/ст), когда Николай II присвоил офицерам, имеющим звание военного
лётчика право ношения отличительного знака, согласно прилагаемого рисунка и описания
(Приказ Военного ведомства от 3 июля 1913 года № 417).
Существует и другая дата зарождения военно-воздушных сил России - 6 февраля (19 февраля но новому стилю) 1910 года,
когда Николай II "соизволил одобрить" работу Особого комитета по усилению военного флота" вел.князя
Александра Михайловича ("Родная газета" № 3(276), 16 февраля 2010 г.)
(http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=26578&issue=407).
После 1991 года появилось множество "отраслевых" праздников авиации, увязанных с историческими датами:
Командующий ВМФ назначает праздник - День авиации ВМФ (4 июля 1916 года), Командующий Сухопутными войсками -
День армейской авиации (28 октября 1948 года), появляется День дальней авиации (23 декабря 1913 года) ,
затем День военно-транспортной авиации (1 июня 1911 года).
А вот у гражданской авиации возникли сразу два праздника в году: - 9 февраля (1923 год) и 7 декабря (1996 год).
Новые праздники авиации создавались в большой спешке, поэтому возникло много путаницы в датах.
Например, День Авиации ВМФ надо праздновать 4 июля (а не 17-го) т.к. событие к которому пытались привязать новый праздник, хорошо известно и датируется 21 июня 1916 г. по старому стилю или 4-го по новому
(победа в воздушном бою четырёх русских гидросамолётов М-9 над четырьмя немецкими у мыса Рагоцем в Рижском заливе) (http://militera.lib.ru/h/boevaya_letopis_flota/41.html).
На мой взгляд, все решения последних двадцати лет по авиационным праздникам являются политическими и имеют целью дальнейшую десоветизацию российского общества.
Какого-либо серьёзного исторического обоснования эти новые праздники не имеют.
Необходимо отметить, что во всех последних Указах и Постановлениях о новых авиационных праздниках Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о создателях авиационной техники, учёных, конструкторах и испытателях - работниках авиационной промышленности.
Это косвенно говорит о том, что, в современной России, авиационная промышленность, как отрасль народного хозяйства, к сожалению, не имеет места. Этот очерк я начал готовить ещё в апреле 2011 года, когда с удивлением узнал, что даже в среде продвинутых любителей авиации существуют разночтения и путаница в истории и датах современных праздников авиации и праздников авиации СССР.
Первый авиационный праздник, посвящённый Дню Воздушного Флота СССР, состоялся на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе 18 августа 1933 года (на терр. Ходынского поля).
Внимание,
для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Пройдя несложную регистрацию, Вы сможете самостоятельно размещать на портале свои фотографии, статьи, любимую музыку, коллекции, отправлять сообщения другим зарегистрированным пользователям, вести блог.
Пользователи всех стран, соединяйтесь!